Фонд - генеральный спонсор:

Знай корни свои. КАЛМАК

Размер шрифта: A A A

Уникальная история одного из башкирских родов

Один из интересных и в то же время сложных эпизодов в истории башкирского народа – 100-летняя война с калмыками, сопряженная с взаимодействием с российским государством. Итогом этих отношений стало образование в составе башкирских племен рода Калмак – калмыков, которые в результате военных, бытовых, а также семейно-брачных взаимоотношений стали башкирами.

 

100-летняя война между башкирами и калмыками

В начале XVIIвека из западной Монголии вырывается воинственная орда ойратов, которых по-тюркски называли «калмак». Около 300 тысяч человек двигается в западном направлении. Они сметают Ногайскую Орду, оттесняют казахов дальше на юг и приближаются к пределам Башкирии. После вторжения калмыков ногайцы уходят из Башкирии, этот факт становится одним из ключевых вех в истории башкирского народа. Башкиры, численно уступавшие армии вторгшихся калмыков, начинают воевать с ними. Так в 1620 году берет начало война, которая длится 100 лет. Стороны совершают набеги друг на друга с целью захвата пленных и имущества. Взаимное противостояние перемежается с временными союзами, в период которых происходит «обмен» населением в виде пленных. Так на протяжении всего XVIIвека происходит инфильтрация калмыцкого этнического компонента в состав башкирского народа. В последующем группа так называемых «аюкинских калмыков», появившаяся в Башкирии в начале XVIIIвека, образует самостоятельный клан (род) и собственную Калмыцкую волость. Историки отмечают, что эта группа калмыков была захвачена в плен башкирами в 1704 году из собственного улуча Санжипа – сына Аюки хана. К 30-м года XVIIIвека большинство из них получили вольную и интегрировались в состав башкир вотчинников. Один из них Бокшурга Назаров даже стал старшиной Терсякской волости, а другой – Кошай Никаев, стал муллой и абызом Кушчинской воалости.

Аюка – первый калмыцкий хан (1642-1724). Под его управлением Калмыцкое ханство достигло наивысшего уровня экономической, военной и политической мощи. Калмыки как этнос сформировались из числа западных монголов. Основная религия верующих калмыков – буддизм.

 

Общие черты

Важный момент – калмыки, интегрированные в башкирское общество, заняли равное с башкирами правовое положение. А башкир от других народов отличало, как известно, обладание вотчинным правом. Приближению к себе калмыцкого народа способствовал целый ряд причин, по некоторым из которых историки до сих пор спорят.

Но однозначно, что залогом быстрой интеграции пленных калмыков явилась их готовность участвовать в пограничной службе вместе с башкирами и воевать в башкирском ополчении. В основе этнического сближения башкир и калмыков, очевидно, выступала хозяйственная однотипность и военизированная структура их общества. Для сближения этих двух народов на бытовом уровне способствовала многолетняя адоптация, связанная с усыновлением пленных калмыков башкирами и выходом замуж калмыцких пленниц за башкир.

Следует также отметить, что при столкновениях башкир и калмыков выработался комплекс ведения взаимной степной войны, своего рода воинский этикет кочевников. Например, была договоренность, что военные калмыки не нападали на невоенных башкир и наоборот. Во всех спорных случаях башкиры и калмыки, несмотря на то, что были противниками, договаривались, приносили взаимные клятвы и постепенно привыкли с уважением относиться друг к другу. Как это часто бывает, давнего врага знают и понимают больше, чем мирного соседа.

 

Башкиры и калмыки стали грозной силой, которая помогла России одолеть армию Наполеона в 1812 году (рисунок из открытых источников)

 

Расселение башкир рода Калмак в Приуралье и Зауралье

В Приуралье одно из поселения калмакский башкир д.Калмаклар входила в состав Каратавлинской вослости, а ныне расположена на территории Салаватского района Башкортостана. Деревня основана в 1729 году калмыками, состоявшими в социальной группе тептярей. Они были припущены каратавлинцами в то время с условием уплаты оброка за уступленную землю «в вечное владение». В период кантонного управления в Башкирии (1798-1865 г.) д.Калмакларово не входила в юрты VIII(затем IX) башкирского кантона, а находилась в тептярской команде. Постепенно калмыки-тептяри были ассимилированы башкирами.

Потомки калмыков проживали и в других аулах Приуралья. Так в Сартской волости Стерлитамакского уезда Vревизией населения (1795 г.) было учтено 6 деревень из калмыков. Эта же ревизия в д.Новоумерово Оренбургского уезда в Бурзянской волости насчитала 227 «башкирцев из калмык».

Однако наиболее крупная группа башкир рода Калмак, потомков аюкинских калмыков, осела на восточной окраине исторического Башкортостана -  на юге Западно-Сибирской равнины, на вотчинных землях табынских башкир (ныне – Сафакулевский район Курганской области). Здесь в долине р.Чумаляк они поселились под началом старшины аюкинских калмыков Бурана Ягоракова. Названия большинства деревень связаны с именами их основателей. В их числе д.Аптыкай. Последняя ревизия зафиксировала здесь в 166 дворах 774 башкира-вотчинника, но к нынешнему времени поселение, как и ряд других исчезло. Другая калмакская деревня – Мурзабай. Перепись 1920 года учла здесь 92 двора, 445 башкир-вотчинников.

Сведение относительно аула Абдрашит или Калмак-Абдрашит, выселка из д.Мурзабай, появляются в материалах учета населения за 1866 год. Здесь – это 34-дворное поселение с 213 жителями. Она расположена на оз.Большой Кушкуль чуть севернее от коренного аула Мурзабай. Первая Советская перепись 1920 года фиксирует здесь 405 башкир при 83 дворах.

Ревизией 1834 года зафиксирован аул Саитбатал из 9 дворов и 17 башкир мужского пола рода Калмак, указанных «аюкинскими калмыками». Последующими ревизиями аул Саитбатал уже не учитывался, а ревизия 1859 года обнаружила ее жителей проживающими в ауле Мурзабай.

По сведениям этнографа Шитовой С.Н. в ауле Абдельмен проживали башкиры родов Калмак и Сарт. Земский учет населения 1916 года упомянул второе название этого аула – Яманай, что связано с гидронимом: поселение расположено близ оз.Яманай. В тот период это поселение было центром Сарт-Калмацкой волости. Здесь действовали министерское русско-башкирское училище, фельдшерский пункт, работали 3 лавки, 4 раза в год проводились ярмарки. В 1920 году перепись зафиксировала в Сарт-Калмакской волости 78-дворную д.Ново-Абдульменово с 363 жителями. Сегодня этого поселения нет.

Другое калмакское поселение – Шафиево. Ревизия 1811 года показала их жителей (34 души мужского пола) «аюкинскими башкирами», в ревизия 1859 года отнесла их всех просто к башкирам. Этому поселению был свойственен высокий процент полигамных семей, было много двоеженцев и троеженцев.

На юге расселения калмакских башкир этого региона расположено их другое поселение Абултай (Абылтай). В 1916 году учет населения зафиксировал здесь 354 башкира-вотчинника при 62 дворах.

Калмакская деревня Араслан ныне относится к Щучанскому району Курганской области. Отличительной особенностью поселения был высокий процент полигамный семей.

Северо-западная часть Сафакулевского района является зоной компактного расселения группы мишарей. В результате длительного проживания рядом с башкирами у них появилось много общих черт культурного, языкового и хозяйственно-бытового характера. У многих мишарей Зауралья, селения которых ныне расположены в Сафакулевском и Кунашакском районах Курганской и Челябинской областей, во IIполовине XIXвека сложилась башкирская идентичность, то есть шел процесс ассимиляции мишарей со стороны местных сартских, калмакских и айлинских башкир. Поэтому жители мишарских сел часто определялись как башкиры. Например, ревизия 1834 учла жителей этих указанных сел мишарями, а в 1866 году – башкирами. Земский учет населения 1916 года зафиксировал жителей мишарских сел нынешнего Сафакулевского района башкирами: в селении Карасево (Измаилово) – 1730 башкир, Мансурово (Мавлютово) – 1528, Аджитарово (Азаматово) – 2033, Бахарово (Ново-Бахарова) – 1297, Каксарлина (Барангулова) – 1018, Сафакулево (Старо-Кантонская) – 1233, Сулюклино (Кара-Тукуль) – 1233 башкира.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Калмак, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень -  обо всем этом подробно рассказывается в XXVIIтоме «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43.