Фонд «УРАЛ» помогает вузу
В Центре развития одаренности школьников при БГПУ им. М.Акмуллы обсуждают, как помочь ученикам республики раскрыть свои способности. На конференции, которая подвела итоги трехлетней работы, собрались педагоги 25 общеобразовательных организаций. Именно для них создавалась новая модель работы с одаренными детьми. Она уже работает и приносит свои результаты. Реализовать эту модель стало возможно благодаря профессиональному потенциалу педагогов вуза и многолетней финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».
В последние годы работа с одаренными детьми стала приоритетным направлением в образовании. Стране нужны люди, которые будут продвигать прогресс, заниматься модернизацией государства, экономики и общества.
Много ли у нас одаренных детей?
На страницах энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» содержится информация о 15 тысяч талантливых детей по всей России. Чем же прославились эти дети? В основном это призеры предметных олимпиад, участники технических выставок, победители конкурсов художественного творчества. Но по всей России около 70 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучается 20 миллионов детей. Что же получается? На одной чаше весов 20 миллионов, на другой – всего лишь 15 тысяч одаренных.
Почему так мало?
Традиционная система образования создает сложности для раскрытия талантливых детей. Она направлена на приведение к общим стандартам, тогда как одаренность имеет индивидуальную природу. У таких детей могут быть плохие оценки, механическое запоминание не их конек. Учителя же чаще всего сосредотачивают внимание на учениках с высокими отметками, упуская из вида ребят с низкой мотивацией.
А что делать?
Зиннат Аллаяров, руководитель Центра развития одаренности школьников при БГПУ, считает, что одаренность — это не привилегия избранных, а возможный потенциал всех. Одаренные дети сами обнаруживаются, если создать комфортные для всех учеников условия. Тогда талант может найтись там, где меньше всего его ждешь. Преподаватели должны помочь освоить учебную программу, делая упор на то, что нравится одаренному. Развивать и совершенствовать лучшее, что в нем есть. Сопереживание и объективная критика действуют лучше любого принуждения. Продвигая свою позицию, в Центре создали модель, которая должна помочь выявлять и поддерживать одаренных детей.
Что же предлагает модель?
Модель предлагает системно взглянуть на проблему выявления одаренных детей, обобщая как мировой практический опыт, так и республиканский. Самым важным в ней становится проблема мотивации, ведь «индекс успешности» у заинтересованных в развитии школьников в конечном итоге выше, чем у многих особо одаренных детей. Чтобы усилить интерес ребенка к обучению, педагог и сам должен искренне верить в него, а также разбираться в видах одаренности и психологических приемах, чтобы подобрать ключик даже к самому непростому ученику. За три года в этом направлении была проведена большая работа, которую не удалось бы воплотить без финансовой поддержки Благотворительного фонда «УРАЛ»: помимо разработки модели обучения и издания сборников с методиками, где обобщили опыт 46 школ, Центр развития одаренности при БГПУ организовывал выездные семинары и курсы повышения квалификации, где педагоги переучивались на «учителей-наставников», создал собственный сайт, где будут публиковаться рекомендации по работе с одаренными детьми.
Работа модели в идеале
Представим идеальную работу по выявлению одаренных детей. Учителя будут исходить из позиции, что талантлив каждый ребенок, а не только тот, кто получает пятерки и тихо сидит на уроке.
Учитель присматривается к каждому ученику, наблюдает за тем, что у него получается. Обсуждает с ребенком его способности, предпочтения, возможности, выстраивает индивидуальный образовательный маршрут, дает рекомендации родителям. Ребенка не только натаскивают на высокие результаты в табеле и на олимпиадах, за которые педагог получает материальное поощрение, но и мотивируют к саморазвитию, а также оказывают психологическое сопровождение: работа с самооценкой ребенка, его стрессоустойчивостью. Дети, занятые подготовкой к очередной олимпиаде или конкурсу, не могут много времени проводить со сверстниками, изучать тонкости общения, психолог должен помочь преодолеть этот барьер, чтобы не получилось так, что блестящий ученик в обычной жизни не может себя презентовать, отстоять свою точку зрения. Если направление одаренности творческое или спортивное, то ребенку предлагают посещать кружки или секции, участвовать в театральных конкурсах, конкурсах чтецов, на спортивных соревнованиях или другой внеурочной деятельности. Ученик имеет доступ к информационно-образовательной среде, может получить консультацию преподавателя онлайн.
Однако не так просто будет воплотить эту идею в жизнь. Нужны длительные совместные усилия педагогов, психологов и родителей, плюс большая организационная работа. Пока что школы, инновационные сетевые площадки, опробовавшие новую модель, заявляют о достижении хороших результатов: дети стали проявлять больший интерес к учебе, стали интересоваться собственными возможностями и перспективами, число победителей олимпиад и различных творческих конкурсов увеличилось в несколько раз.
Материал подготовила Анастасия Ширина