Продолжается издание «Истории башкирских родов»
С самого детства нам приходилось слышать грозное имя гуннов (хуннов). На уроках истории нам рассказывали о нашествии гуннов на Европу, которая уничтожила Римскую империю. На уроках литературы мы читали поэму А.Блока «Скифы», в которой «свирепый гунн жжет города и гонит в храм табун». Образ бича божьего, вождя гуннов Атиллы глубоко вкоренился в мировую культуру: Пьер Корнель пишет трагедию «Атилла», Джузеппе Верди - одноименную оперу, Рафаэль создает ватиканскую фреску «Встреча святого папы Льва с Атиллой».
Единственным античным автором, лично общавшимся с хуннами, был константинопольский историк Приск Панийский. Он в своих исторических записях использует название «унны». Уже в последующем это название было трансформированы в «хунну», а потом в «гунны».
На исторической арене гунны (хунну) появились очень рано, если верить китайской историографии в IIIтысячелетии до н.э. То есть они были современниками древних египтян и шумеров, с той лишь разницей, что последние исчезли с лица земли, а гунны - остались.
Хуннское государство в пик своего могущества простиралось от Японского моря на востоке до Аральского на западе. К III в. до н. э. походы гуннов принимают вид целенаправленного завоевания Китая, противостоять которому у китайских полководцев уже не хватало сил. Тогда император династии Цинь Шихуан-ди решил вопрос радикально: он приказал построить гигантскую стену вдоль всей северной границы страны. Стена длиной в 4 тыс. километров ценой истощения всех ресурсов страны была построена, но толку от нее было мало, так как хунны все равно проникали внутрь Китая. Став равными Китаю, хунны приступили к его покорению. В 198 г. до н. э. было положено начало унизительным для Китая договорам «мира и родства». Ханьский двор выдал за предводителя хуннов Багатура царевну правящей династии и официально признал державу Хунну равным Китаю. Это был небывалый успех, так как до сих пор ни один вождь варваров не мог претендовать на одинаковый статус с самим «Сыном Неба». Ханьский двор обязался ежегодно посылать определенное количество подарков хуннам, что по сути дела являлось замаскированной данью.
В искусстве войны хунну не было равных. Китайский поэт времён династии ТанЛи Бо писал: «для гуннов бой – как пахарю пахать». А китайский перебежчик Чжунхан Юэ говорил о них: «Хунну открыто считают войну своим занятием».
В свое время Лев Гумилев задался сакраментальным вопросом: «Почему китайцы не проникли в Европу?» И ответил на него следующим образом: «Какое счастье, если подумать, что китайцы не добрались до Европы на рубеже нашей эры! А ведь могли, если бы их не задержали хунны, главный противник империи Хань… Хунны, тюрки, а позже монголы остановили агрессию Китая на запад. И в этом заслуга степных народов перед человечеством».
Шло время, менялись предводители и перевес сил. Держава Хунну более 300 лет сдерживала Китай, но в конце концов развалилась. Однако сломила гуннов далеко не сила оружия, а обольщение мишурным блеском китайской цивилизации. Когда они превратились в потребителей товаров и предметов роскоши, производимых Китаем, они заразились китаефильством, и дело их было проиграно. Как 2000 лет спустя советские люди с радостью променяли СССР на пластинки «Битлз», джинсы и жвачку «Бабл Гам», так и гунны отдали свою независимость в обмен на сомнительное счастье быть периферией Китая.
Держава Хунну распадается на четыре части. Одна часть покоряется Китаю, вторая остается на территории сегодняшней Монголии, где смешивается с предками монголов, третья часть – самая воинственная и неукротимая отрывается от погони и уходит на запад. Но и на этом дробление хуннов не закончилось. Лев Гумилев в «Истории народа Хунну» пишет:
«Лишившись земледельческих районов в Западном крае, хунны двинулись на запад, чтобы отыскать новые, и при этом раскололись снова. "Малосильные" остались в Семиречье, где основали княжество Юебань, просуществовавшее до V в. н.э., а самые сильные ушли в Европу, где расправились с аланами, готами и добрались до Рима».
В 1970-х годах уфимский историк и этнограф Раиль Кузеев сделал вывод, что потомками гуннов является башкирский род Унлар.
Название Унлар состоит из названия хуннов -УН-, зафиксированного античной литературой, и тюркского форманта множественности -ЛАР-. Таким образов слово «УНЛАР» означает «УННЫ».
Унларцы, ныне входящие в состав башкирских родов, наиболее вероятно являются потомками еще одного ответвления гуннов - унгутов, связанных родством с Чингисханом и пришедших на Южный Урал в составе монгольских орд. Унларцы еще в XVIIвеке именовали себя унгутами.
Основная часть деревень башкирского рода Унлар в настоящее время расположена на территории Караидельского района Башкортостана. В прошлом поселения унларских башкир в этом регионе относились к Су-Унларской (Сунларской) или просто Унларской волости, состоявшей из Янсаитовской и Байкинской тюб.
Села Караидельского района, основанные башкирами рода Унлар.
Якупово– древнейшее селение, история которого насчитывает пять столетий. Оно не раз меняло название на Чинмурзино, Артаул, Галино, Кантоновская.
д.Халилово, название которого образовано от имени Халила Якупова - сына старшины Сунларской волости Якупа Чинмурзина.
До 1795 г. были известны деревни Старый и Новый Акбуляк. Акбуляк называли и Азмеево.
д.Туюшево (Ташмечеть) по р. Байки, Юлдашево (Альмешево), Абдуллино (Бердяш), Новый Бердяш, Янсаитово (Староянсаитово), Янсаит Новый, Малик, Караяр, Дюртюли, Кадыси, Кантон. С начала XIX в. известны деревни Откустино и Тегерменево (Багазы). На р.Юрюзань расположились два поселения рода Унлар – Шамратово и Мата.
Восточная часть современного Бураевского района Башкортостана также относилась к владениям унларских башкир. В территориальном плане здесь они образовывали Кыр-Унларскую тюбу в составе Таныпской волости. Ими были основаны следующие деревни: Кашкалево, Новокашкалево, Старокизганово, Новокизганово, Даутларово, Карагушево, Карагушево Новое. д. Иман-купыр или Староиман-Купыр сегодня называется Бакалы.
На юге Аскинского района республики расположено единственное поселение унларцев в этом районе – Упканкуль, находящееся при одноименном озере.
Важнейшие моменты прошлого башкир рода Унлар, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень - обо всем этом рассказывается в IVтоме «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».
Используя издание можно найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43.
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=lY2QNPsoNlM&feature=emb_logo