Продолжается издание «Истории башкирских родов»
Кобау – один из 49 башкирских родов. Письменные сведения о нем восходят к кыпчакской эпохе. Страна кыпчаков Дешт-и-Кыпчак появляется на страницах восточной хроники в конце X века. В период расцвета это этнополитическое объединение охватывало огромную территорию от Иртыша на востоке до Дуная на западе, от Уральских гор на севере до Кавказского хребта и Сырдарьи на юге.
Кыпчакская конфедерация на юге соприкасалась с Ираном, на севере – с Русью, на западе – с Византийской Империей. Персы именовали ее Дешт-и-Кыпчак (то есть кыпчакская степь), русские – половецкое поле, а греки и другие европейцы – страной куманов. Кыпчаки, половцы и куманы – это один и тот же народ.
Об этимологии слов
Согласно известным словарям тюркских наречений слово «коба» (кобау) означает один из цветовых оттенков - светло-бурый, светло-желтый, светлый. Другое значение этого слова – «славный» (например, слово «куба+йыр» означает «славная песня»).
Половцы – производное от старославянского слова «полова», то ест солома. «Половый», значит желтый или светлый. Русское слово «половец» переводится как блондин, это дословный перевод на русский язык тюрского этнонима «коба» (кобау).
По мнению венгерского тюрколога Юлиуса Немета название «кубан» образовано от корня «куба» (коба), то есть светлый и отыменного суффикса -Н-. В результате характерного для тюркских народов чередования звуков -Б- и -М- (например, бурун-мурун, то есть нос), этноним «КУБАН» трансформировался в «КУМАН».
Куманские города
Арабо-сицилийский географ Мухаммад аль-Идриси среди куманских городов называет Сардак (современный Судак в Крыму), Баруш (Баруч на Украине), Канниюф (современный Каниф), Матраха (Таман-Тархан или Тмутаракань), существовавшие на территории современной Тамани. Они описаны как богатые торговые центры, в которых по словам Идриси «зерна было в изобилии». Однако мирной и благополучной жизни вскоре пришел конец – в Дешт-и-Кыпчак вторглись монголы.
В составе башкирских родов
После монгольского разгрома куманы рассеялись по разным уголкам земли. Одна, доныне существующая часть племени, оказалась в Башкирии. В составе башкирской родовой номенклатуры их наименование сохранилось в древней, изначальной форме Кобау или Кыбау, а не в форме Кубан или Куман.
Селения башкирского рода Кобау исторически располагались на территории современных Буздякского, Иглинского и Туймазинского районов Башкортостана. В средние века кубовцы входили в состав объединения Минг, хотя по своему происхождению представляли отдельную этническую единицу. Не случайно, после раздела в начале XVII в. единой вотчины между собственно минцами, кубовцами и меркитами, последние два подразделения образовали самостоятельные волости. Причем Кубовская волость оказалась разделенной на два изолированных друг от друга анклава, которые мы условно будем обозначать Западно- и Восточно-Кубовскими аймаками. Первый находился на стыке Буздякского и Туймазинского районов, а второй – на территории современного Иглинского района.
Расселение башкир рода Кобау
Старокубово (Кубово, Башкирское Кубово, Абдрашитово, Новокубово) - село при р.Мелекес к востоку от райцентра с.Иглино. Относится к Чуваш-Кубовскому муниципальному образованию. Кубово – коренное поселение башкир одноименной волости. О древнем его происхождении говорит название поселения – производное от этнонима.
Некоторое время существовал выселок с.Кубово – д.Мрясево, состоящая из башкир и припущенных ими людей, которая впоследствии слилась с коренным селением.
VII ревизия населения (1816 г.) зафиксировала в этой части нынешнего Иглинского района четыре кубовских аула: Кубово – 102 души мужского пола, Тавтиманово – 52, Новая Токтарово – 16, Мряева – 26 души.
После пожара 1906 г., произошедшего в Кубово, были основаны д.Сыбакай (Субакай), Сабит (ныне исчезла) и Новокубово. Уроженцем д.Сабит является башкирский поэт Ихсан Насибуллович Ахтамьянов. Он писал стихи, в том числе для детей, переводил на башкирский язык произведения советских и зарубежных поэтов. Кроме того, давно уже исчезли выселки из Кубау: Иляй, напоминание о котором осталось лишь в названии поля – Иляй ауылы басыуы (Поле деревни Иляй), Новая Токтарово, Шыршылы и Мряево. Последние две деревни влились в состав с.Иглино. д.Мряево – родина заслуженной артистки БАССР Анисы Хайретдиновны Дильмухаметовой. д.Мелекес, впервые зафиксированная в 1663 г. и в которой летом 1770 г. переночевал академик П.С.Паллас, затем переросла в нынешнее с.Иглино. Впоследствии через Иглинский район РБ (села Иглино, Старокубово, ЧувашКубово, Тавтиманово и др.) была проложена железная дорога, что способствовало увеличению численности пришлого разноэтничного населения.
д.Новокубово относится к Чуваш-Кубовскому муниципальному образованию. Эта деревня подарила республике немало известных личностей. В их числе выдающийся оперный певец и исполнитель народных песен Магафур Хисматуллин (1915-2004). В этой деревне родился и Тикеев Шамиль Амирович, который с 2008 по 2013 год являлся заместителем полномочного представителя РБ при Президенте РФ.
с.Тавтиманово - выселок из коренного поселения Кубово, ставший самостоятельным населенным пунктом до 1795 г. В ревизионных записях это село указано и как Тауфтыменево. Ныне – это крупная железнодорожная станция на р.Лобовка (левый приток р.Уфа).
На вотчинных землях рода Кобау, которые были отнесены к Туймазинскому району РБ, основаны 4 этнически смешанные деревни.
Арсланбек Старый (Арсланбек) - деревня в верховьях р.Большой Нугуш (правый приток р.Усень) к юго-западу от райцентра г.Туймазы. Относится к Сайрановскому муниципальному образованию. Арсланбек становится этнически смешанной в середине XVIII в., когда по договорам от 12 октября 1758 и 1 марта 1781 гг. кубовцы-вотчинники приняли тептярей.
Арсланбек Новый (Арслан) - деревня в верховьях р.Большой Нугуш (правый приток р.Усень) к юго-западу от г.Туймазы. Относится также к Сайрановскому муниципальному образованию. Это поселение кубовских башкир образовалось между 1905 и 1919 годами. Туда переехали вотчинники, которых в 1920 г. насчитывалось 714 чел. при 140 дворах. Перепись населения 1920 г. указала на наличие двух деревень – Арасланбек Новый и Арасланбек Малый. Жителей деревни эта перепись учла вместе. К 1925 г. количество дворов существенно сократилось: Арасланбек Малый – 17 дворов, Арасланбек Новый – 74 двора, что, по всей видимости, явилось следствием гражданской войны и голода.
Сайран- село в верховьях р.Большой Нугуш (правый приток р.Усень) к юго-западу от г.Туймазы, центр Сайрановского муниципального образования. Ревизия населения 1795 г. учла здесь 53 башкира (9 дворов), 37 ясачных татар (5 дворов) и 13 тептярей (4 двора). О припуске тептярей в 1840 г. было сказано, что они владеют землей «без документов более 200 лет совместно с башкирами-вотчинниками». О припуске татар нет сведений.
На вотчине Кубовских башкир имеется этнически смешанная деревня Чукадыбашево (название от гидронима – верховья р.Чукады). Башкиры-вотчинники по договору от 30 мая 1756 г. приняли к себе тептярей и ясачных татар. В 1864–1905 гг. здесь находилось правление одноименной волости. Таким образом, деревни, основанные родом Кобау, расположились на юго-востоке Туймазинского района РБ.
С востока к Туймазинскму району РБ примыкает Буздякский район РБ, где также имеется несколько поселений этого башкирского рода.
Здесь, как и в Иглинском районе РБ, сконцентрированы ойконимы с Кубау (Кобау), имеющие этническое происхождение.
Капей-Кубово - село на р.Кидаш (левый приток р.Чермасан) к юго-западу от районного центра – с.Буздяк, центр Капей-Кубовского муниципального образования.
Батырша-Кубово - село на р.Туриат (левый приток р.Чермасан) к юго-западу от с.Буздяк. также относится к Капей-Кубовскому муниципальному образованию. Поселение впервые зафиксировано в 1795 г.
Казаклар-Кубово - деревня к юго-западу от с.Буздяк. Также относится к Капей-Кубовскому муниципальному образованию. В 1902 г. здесь было взято на учет 77 дворов, где проживали только башкиры-вотчинники. К переписи 1920 г. деревня увеличилась до 124 дворов, где было взято на учет 702 жителя. В настоящее время здесь проживает лишь 240 чел.
Телякей-Кубово - деревня на р.Кырчин (левый приток р.Чермасан) к юго-западу от с.Буздяк. Относится к Гафурийскому муниципальному образованию. Ревизия населения 1795 г. показала, что в Телякей было 26 дворов и здесь проживали только башкиры. Учет населения 1834 г. обнаружил здесь 343 башкира-вотчинника Кубовской волости, а также 25 тептярей. Последующие годы стали благоприятными для села, к 1859 г. здесь проживало 630 башкир. В 1870 г. здесь имелись 2 мечети, работали 4 водяные мельницы.
В числе поселений, основанных на вотчинных землях башкир рода Кобау также д.Каранбаш Буздякского района.
Потомки башкир рода Кобау ныне проживают и в других поселениях Капей-Кубовского и Гафурийского муниципальных образований Буздякского района РБ.
В числе известных башкир-кобауцев также заслуженные художники Башкортостана Вакиль и Вагиз Шайхетдиновы; пятикратная чемпионка мира, двукратная Олимпийская чемпионка по биатлону Светлана Ишмуратова; директор Издательства «Гилем», к.ист.н. Фаиль Тикеев, казанский литературовед и публицист Гази Кашшаф и др.
Важнейшие моменты прошлого башкир рода Кобау, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень - обо всем этом подробно рассказывается в VIIIтоме «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».
Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43