Руслан Рахимов, корреспондент РИА Башкирия:
- Владимир Леонидович, в сети Интернет появился такой вопрос: «Для чего фонд «Урал» размещает рекламные ролики о своей работе?» Дескать, если меценаты делают добрые дела – то пусть их и делают, для чего об этом заявлять миру? Что вы можете ответить на этот вопрос?
Владимир Савичев, руководитель информационной службы БФ «Урал»:
- Если это появилось в блогосфере, то даже удивительно, что люди, которые вышли в информационную среду потому, что сегодня не просто сформировались условия для этого выхода в информационную среду, а сегодня сформировалась потребность присутствовать в информационной среде, задают такие вопросы. Если есть крупнейший благотворительный фонд в Российской Федерации, он обязан рассказывать о себе. Это ведь вопрос отчетности, прозрачности того, что делает фонд. Это вопрос предоставления достоверной информации обществу. Потому что вокруг фонда в одно время плодилось огромное количество слухов, сплетен, откровенной лжи, которая сознательно нагнеталась. И потчевать общество вот таким ядом, наверное, это неправильно. Все-таки люди должны знать объективную картину. Правильно или неправильно делает фонд, есть социальная ответственность или ее не хватает. В одно время ситуация развивалась так, что были люди, которые абсолютно ничего не зная о реальной деятельности фонда, столько напридумывали, столько выдали ложной информации, что складывалась абсолютно неадекватная картина. Это первый момент.
Второй момент – надо формировать в обществе традиции благотворительности. Они были в нашем обществе, но за несколько десятилетий советской власти они были утрачены. И сегодня людей призывать: «Будьте добрыми, будьте отзывчивыми к чужой беде…» - словам мало кто верит. Верят делам. А откуда эти дела возьмутся, если о них никто не знает? Да, можно делать добрые дела молча, никому об этом не говорить. Тогда не будут создаваться традиции, на базе которых можно воспитывать поколения людей и говорить: «Смотрите, это принято». Если у тебя есть возможность помочь – ты помогаешь. Мы показываем: вот есть возможность помочь – помогаем.
Опять же мы показываем… В мире уже есть такой опыт. В Чехии, когда проводилась приватизация, 5 процентов средств от приватизации направлялись в фонды местных сообществ. И эти фонды местных сообществ до сих пор решают какие-то социальные задачи. Здесь сложилась та же самая картина. То есть деньги от приватизации не растворились, как это бывает в большинстве случаев. Допустим, приватизировали огромнейшие предприятия в России, а люди сейчас не знают – где эти деньги? Что на них сделано? – непонятно. Здесь эти деньги остались. Сегодня можно сказать: это та социальная нагрузка, которая была на предприятиях ТЭКа. Во-первых, есть преемственность, все равно решаются какие-то социальные вопросы. Надо еще учесть один момент: те 2 миллиарда долларов, которые получили от приватизации ТЭКа, они работают в Фонде, а еще пол-миллиарда долларов – об этом мало кто знает на самом деле – они по договоренности Муртазы Губайдулловича с руководством «Системы» в течение десяти лет вкладываются в республику в качестве благотворительной помощи. То есть, Рахимов своим преемникам, тем кто будет после него, на 10 лет создал условия, когда они пользуются договоренностями, которые были у Рахимова. Эти деньги они тоже работают в социальной сфере. Но об этом не говорят. Об этом умалчивают. Это тоже странно.
Умалчивают, что УГМК (уральская горно-металлургическая компания) тоже вкладывает двести миллионов в Зауралье, потому что были договоренности с президентом Рахимовым о том, что, получив определенные активы, они обязаны нести социальную нагрузку.
Сегодня тоже идет приватизация, а где дополнительная социальная ответственность тех структур, которые получают собственность? Нет ее! С ними об этом не договариваются. Договариваются, видимо, о каких-то других вещах. Почему раньше думали о том, что важно эту социальную нагрузку сохранять?
Все эти вещи, конечно, надо говорить обществу. Мы считаем, что информационная политика фонда обязана расширяться. Опять же, тут еще третий момент существует. Мы говорим о формировании культурных кодов благотворительности, но люди должны привыкнуть, что благотворительность – это не обязанность. Это – порыв души. Это – доброе пожелание. Но каждое доброе пожелание надо уметь и правильно оценивать.
Сегодня у нас по радио идет такая программа, как «Спасибо за то, что помогли». Предложили такой формат сами радиостанции. Они говорят: «Мы не можем более подробно рассказывать о том, что делает фонд, о проектах. У нас есть 30 секунд. Давайте в эти 30 секунд мы предлагаем такой формат». Мы с этим согласились. Потому что сегодня в республике снова существует проблема. Те, общественные организации, которые вместе с нами реализуют какие-то проекты, они по договору с нами обязаны опубликовать тот факт, что они получили от нас средства. Это опять же элемент прозрачности, элемент отчетности, элемент социальной ответственности. Если я получил средства – об этом должны знать. Чтобы мои же члены общественной организации могли спросить: «Ты же у благотворительного фонда «Урал» получил средства. На что они пошли? Отчитайся и перед нами тоже, не только перед фондом «Урал». Когда есть такая публичность, то есть и такая отчетность со всех сторон, и мы убеждены, что средства целевым образом используются, эффективно, и с точки зрения учета интересов всех людей, которые в эту общественную организацию входят.
Почему еще мы с общественными организациями реализуем такую программу – «Скажи спасибо» - потому что у них, к сожалению, нет возможности рассказать об этом в республиканских СМИ: на страницах газет, с экранов телевизоров. Существует запрет на любое упоминание фонда «Урал» в республиканских СМИ до сих пор. То есть, все мероприятия, где участвует фонд «Урал» - их могут показать, но обязательно вырежут, что там есть роль фонда «Урал», обязательно вырежут баннер, обязательно вырежут какие-то слова, которые сказаны по фонду «Урал». Поскольку в договоре четко указано, что вы объявляете о том, что средства получены от фонда «Урал», мы предложили своим партнерам вот такой вариант: можно объявить через радио. Очень коротко и четко, и всем будет понятно, что такое мероприятие проводилось с нашими средствами.
Когда есть такое «Спасибо за то, что вы сделали» - это формирует и понимание, что надо поощрять тех, кто помогает тебе. Надо уметь говорить «спасибо» за это. Это не обязанность. Это – партнерские отношения. Это должно нормально восприниматься в обществе, безусловно. Это как любой воспитанный ребенок говорит своему товарищу, родителю «спасибо» за доброе дело. В обществе это нормальная вещь. Это формирует культуру социальной взаимопомощи.